У знакомого водителя на авто Jeelee поломалась подмотка спидометра и он принес её на ремонт. Подмотка используется для добавления покзаний километража. Зачем ему это нужно меня не интересовало, интересовал принцип работы и почему поломалась.
Подмотка была сделана кустарным образом, все радиодетали припаяны на нижнюю часть DIP8-площадки для микросхемы 555. Красный и белый провода – это питание, подключаются к + – 12В, зеленый провод – на спидометр.
В результате обследований и тестов предположилось, что микросхема 555 перегорает от скачка напряжения. Максимальное напряжение питания 555 составляет +16В (до 18В), напряжение питания от АКБ авто = 12В, но при старте скачки напряжения могут превышать дозволенное и убивать микросхемы. Для устранения проблемы в схему решено было добавить стабилизатор напряжения 7812. Предположение оказалось верным. После добавления стабилизатора микросхемы-555 перестали перегорать.
Добавить стабилизатор навесным монтажем в существующую подмотку было неудобно, решено было построить новую на печатной плате.
Подмотка создает прямоугольные импульсы на своем выходе, которые и изменяют показания километража спидометра. Параметры импульсов задаются RC-генератором на входе микросхемы 555. Микросхема работает в режиме генератора.
Так как номиналы деталей в подмотке были не известны, а выпаивать и измерять параметры – тоже не очень хороший вариант, решено было посмотреть выходной сигнал у существующей подмотки, чтоб примерно сориентировааться какие выбрать номиналы радиодеталей.
На осциллограмме выходного сигнала видны прямоугольные импульсы с длительностью примерно 1.8мс. Между импульсами пауза примерно 0,8мс. Период составляет 2.6мс, а частота 384 Гц.
Частота задается RC-генератором. Решено было поэкспериментироваать с более высокой частотой. В итоге на выходе новой подмотки получились импульсы с частотой 1кГц.
Новая подмотка со стабилизатором 7812 была сделана на печатной плате, но получилась тоже кустарная сборка из-за не удачно напечатавшихся дорожек.
Конденсатор-электролит был припаян исключительно для тестов от сети 220В-50Гц (через понижающий трансформатор), т.к. без этого конденсатора сетевые пульсации не дают таймеру работать. В машине питание идет от постоянного источника – аккумулятора, и дополнительно выпрямлять (сглаживать) напряжение и ток не нужно.
Схема итогового варианта подмотки представлена ниже.
Не обязательные элементы R4D1 и R5D2 – это индикаторные диоды. Изменяя значения R1, R2 и С5 можно изменять частоту выходных импульсов. Выходной провод GND (минус, масса) – разъем X2-2 по схеме – можно не подключать.
Тесты на авто показали, что созданная схема прекрасно подматывает спидометр вперед и при этом стабильно работает уже несколько месяцев.
Дополнение. Более качественная сборка на фото ниже.
Какой физический смысл несет С3?
Собрал подобную Вашей схему, используя калькулятор НЕ555,только у меня нет R3,и за R2 стоит потенциометр для регулировки частоты. На столе импульсы от 50Гц до 800Гц, на машине не мотает.Предидущий девайс утерян товарищем,но ходят слухи,что мотал…
Если Вас не затруднит ответить в ЛС
С3 это обвязка микросхемы по питанию, для улучшения ее работы, защиты от помех и скачков напряжения, он не влияет на создание импульсов. R3 для защиты третьего пина микросхемы на случай большого тока. Представленную в статье схему в итоге собрал на печатной плате с китайского завода. Работает уже длительное время, водитель не жалуется. Вам нужно убедится что импульсы на выходе есть при подключении к спидометру, например по свечению (мерцанию) светодиода. Может не работать из-за особенностей конструкции спидометра, попробуйте на какой-нибудь другой машине. Бывает что не работает из-за кривой сборки.